Отличные упражнения для развития мозга и улучшения памяти

Какие упражнения нужны для развития памяти и интеллекта

Поддерживать свое тело в хорошей физической форме помогают определенные комплексы упражнений, каждый из которых совершенствует те или иные группы мышц. Оказывается, такого же эффекта помогают добиться упражнения для мозга — благодаря таким занятиям активность работы нейронов и возникающих между ними синапсов не снижается, а сохраняется на должном уровне и даже увеличивается. К такому выводу пришли ученые Оксфордского университета в 2009 году. В свою очередь, уровень активности мышления влияет на качество жизни: люди с высоким интеллектом, как правило, имеют высшее образование и хорошую работу, ведут здоровый образ жизни, довольны собой и своим окружением.

Лучшие упражнения для развития памяти

Память — одна из главных когнитивных способностей . Если человек может запомнить большие объемы информации, то и возможности его интеллекта намного возрастают, а работа мозга становится активнее.

При этом не следует забывать, что мозг развивается только при получении новых знаний, поэтому упражнения для развития должны время от времени обновляться.

Зеркальное рисование

Упражнение полезно в любом возрасте и направлено на развитие взаимодействия между правым и левым полушарием.

По-другому техника рисования обеими руками одновременно называется двойной дудлинг или грифонаж.

Упражнение может выполняться в 2 вариантах:

  • обведение рисунка — в этом случае берется готовый симметричный рисунок и карандашами или фломастерами одновременно и симметрично обводятся все его линии;
  • собственно зеркальное рисование — обеими руками проводятся одинаковые по отношению к воображаемой (или нарисованной) оси линии. Вначале можно рисовать только основной рукой, а «подчиненной» — обводить половину рисунка.

Если упражнение проводится для детей, то лист бумаги следует закрепить скотчем.

Включите в работу левую руку

Если вы правша, попробуйте делать привычные дела левой рукой — например, чистить зубы или застегивать пуговицы. Если главной является левая рука, то все делайте правой. Такое упражнение помогает активизировать моторную кору незадействованного полушария, что положительно отражается на нестандартном мышлении и творческих способностях.

Связать случайные слова с помощью рассказа

Любой текст легче запомнить, если в нем существует сюжетная линия , и наоборот, тяжелее всего выучить описание с множеством деталей. Происходит это потому, что запоминание должно проходить через осмысление.

Упражнения на визуализацию

 

Наш мозг не видит разницы между воображаемым и реальным событием. Даже при простом представлении какого-либо действия происходит активизация тех же нервных узлов , что и при реальном его выполнении. Поэтому проигрывание (визуализация) желаемых событий развивает практически все навыки и приближает к намеченной цели. Существует несколько упражнений на визуализацию:

 

  • Внимательно изучите фотографию или рисунок, закройте глаза и постарайтесь восстановить как можно больше деталей;
  • Исследуйте мелкий предмет (ручку, ключ) с разных ракурсов, затем с закрытыми глазами постарайтесь «рассмотреть» его в вашем воображении, перемещайте его, делайте разное освещение;
  • Упражнение аналогично предыдущему, но делать его следует уже с открытыми глазами: представьте воображаемый предмет в реальном мире и в разных позициях;
  • Последний этап — визуализация себя в воображаемом месте, свои действия и взаимосвязь с окружающим миром.
  • Для достижения своих целей концентрируйтесь на позитиве, представляйте, что вы уже имеете желаемое, будьте настойчивы и конкретны.

Обыденные вещи делать непривычным способом

Около 15 лет назад американский нейробиолог Лоренс Кац и писатель Мейнинг Рубин представили в книге «Фитнес для ума» упражнения для развития интеллекта (более 80), получившие название «нейробика» .

Смысл нового комплекса — в необычном подходе к тренировкам. Авторы предлагают метод поддержания мозга у взрослых в рабочем состоянии с помощью выполнения ряда заданий непривычным способом . Таким образом наш ум привыкает не идти по проторенной дороге в решении проблем, а искать сразу несколько (пусть и необычных) путей и выбирать наиболее эффективный.

Вот несколько примеров из предлагаемой методики:

  • Старайтесь отвечать на стандартные вопросы необычно: расскажите историю, пошутите, приведите в пример популярное высказывание;
  • Попробуйте разными руками рисовать одновременно разные фигуры, стараясь максимально точно воспроизвести форму;
  • Изменяйте мир вокруг себя: сделайте перестановку, ходите на работу по новому маршруту, обновите имидж;
  • Возьмите колоду карт и, начав с 5, постепенно увеличивайте количество запоминаемых подряд карт. Постепенно дойдите до запоминания всей колоды;
  • Каждый день решайте арифметические задачи, считайте устно, решайте судоку и т. д.

Используя новые способы для решения привычных задач, вы расширяете возможности своего ума и заставляете его быть гибким и живым.

Физические нагрузки

Физические упражнения не только улучшают кровообращение, помогая насытить клетки мозга кислородом и питательными веществами. Помимо этого, они дарят телу «радость мышц» , позволяют ощутить эмоциональный подъем и способствуют выработке определенных гормонов, вызывающих ощущение свободы и счастья.

Самыми полезными упражнениями с целью поддержания высокого уровня умственной активности являются следующие:

  • Хождение с небольшими гантелями — ежедневно по 30 минут в день;
  • Занятия танцами помогают возникновению новых нервных связей;
  • Упражнения в воде — не только плавание, но и круговые движения, имитация велосипедной езды, упражнения с мячом.

Играйте в развивающие игры

Развивающие игры и онлайн-тренажеры сегодня необычайно популярны. И на определенной стадии действительно полезны для развития отдельных когнитивных способностей: памяти, внимания, скорости мышления. Однако увеличить объем мозга или интенсивность нейронных связей с помощью только развивающих игр пока невозможно — каждая такая игра рассчитана на определенный уровень игрока.

Тем не менее, высокая эффективность этого метода доказана в отношении детей (для развития) и людей пожилого возраста (для сохранения интеллекта на постоянном уровне).

Подбирая упражнения для развития памяти, не стремитесь объять необъятное: выберите несколько заинтересовавших вас методик и выполняйте их регулярно. Не зацикливайтесь на одном комплексе: ведь мозг любит все новое. Но и не перегружайте его, сделайте свои занятия приятными, хвалите себя за успехи — и результат не заставит себя ждать.

[table “2” not found /]

  1. «Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное», Кристин Лоберг, Майк Байстер;
  2. Головин О.В. Двигательная активность и ее значение для здоровья школьника;
  3. «Мозг. Инструкция по применению», Д. Рок;
  4. «Помнить всё. Практическое руководство по развитию памяти», Артур Думчев.

Окончила Педагогический институт имени В. Г. Белинского. После чего 4 года работала психологом в детском саду. С 2017 года является тренером по скорочтению и развитию памяти для взрослых и детей.

Избавьтесь от проблем с памятью раз и навсегда!

 

Правильная техника тренировки памяти и развития внимания – важные составляющие для людей, которые поддерживают работу мозга в тонусе и не хотят ничего забывать. Нет плохой или хорошей памяти – бывает та, которой нужна тренировка. Поэтому вопрос «как тренировать память?» является актуальным для современного человека. Ведь каждый день мы сталкиваемся с потомком информации, которая требует сортировки, а важная – запоминания. В этой статье мы разберемся, как и с помощью каких методов можно улучшить показатели памяти.

 

Виды памяти

По типу восприятия информации, классификация состоит из следующих видов:

  • Мгновенный вид – оценочная память, функционирующая буквально секунды. Она работает, когда мы переходим дорогу и смотрим не едет ли навстречу автомобиль, или когда складываем числа в уме.
  • Кратковременный вид – информация, которую мы получаем от внешних раздражителей. Срок хранения информации – 3 месяца. До того как мозг освободится от лишних воспоминаний, на нейронном уровне принимается решение – перенести полученные сведения в долговременную память или нет.
  • Долговременный вид – информация, прошедшая отбор из кратковременного вида. Мы можем воспроизводить её в голове сколько угодно раз, помнить месяцами и даже годами.

 

Чем лучше развит мгновенный и кратковременный вид, тем проще информация переходит в долговременный. А чем больше информации у нас в долговременной памяти, тем более интеллектуально развитыми мы становимся.

 

С рождения у каждого человека преобладает тот или иной вид памяти. При правильном использовании техник запоминания для развитого вида, вы будете помнить гораздо больше.

Но это не означает, что можно не тренировать другие виды и пользоваться только одним. Как раз наоборот, для эффективного восприятия информации, нужно пользоваться всеми доступными ресурсами мозга.

Способы и приемы для тренировки памяти

Способов как натренировать свою способность к запоминанию множество. Они направлены на один конечный результат – усвоение информации в долговременной памяти и восполнение пробелов в малоразвитом виде памяти. Нижеописанные методики – базовые. Только после их усвоения можно переходить к трудным упражнениям.

  • Метод, основанный на внимательности.

Внимание – главное составляющее работы мозга и памяти. Если на объекте нет концентрации, то ни о каком запоминании не может быть и речи. Поэтому важно направлять внимание на то, что вам нужно запомнить, подкрепляя это конкретными целями. Например, чтобы выучить ПДД поставьте себе такую цель – чем больше внимания я сконцентрирую на правилах сейчас, тем больше я выучу, и тем наименее проблематично сдам экзамены.

  • Метод, основанный на ассоциациях

Ассоциации образуют связь между кратковременной памятью и тем, что уже было заложено в долговременную. Поскольку новый воспринимаемый объект уже подкреплен в долговременной памяти, на его запоминание нужно меньше усилий и времени. Главное – ассоциация должна быть понятной и легкой для восприятия.

  • Метод повтора информации

Основан на периодическом воспроизведении полученных данных в кратковременной памяти для лучшего усвоения в долговременной. Чем новее полученная информация, тем больше потребуется концентрации и повторений.

Эти методы можно применять в повседневной жизни или для выполнения конкретных упражнений, направленных на развитие запоминания.

Выше мы условились, что выделяют кратковременную и долговременную память, и что одна напрямую связана с другой. Конечно же, натренировать можно и ту и другую, но для каждой существуют различные техники и упражнения, которые мы рассмотрим ниже.

Как тренировать кратковременную память

Техника тренировки кратковременной памяти основывается на методе повтора информации. Рассмотрим некоторые упражнения, с помощью которых можно улучшить навыки кратковременной памяти:

  • «Техника Фибоначчи» — представьте последовательность чисел, где каждое число – это сумма двух предыдущих. Например: 1+1=2, 1+2=3, 2+3=5 т. е. последовательность представляет собой – 2, 3, 5 и т. д. Делайте это упражнение 30 минут в день и вы заметите как со временем показатели внимания и кратковременного запоминания улучшатся.
  • Мнемоническое упражнение «20» — попросите друга написать на листе бумаги 20, ничем не связанных друг с другом слов. Затем возьмите лист и попытайтесь за 1 минуту выучить их по порядку. Для лучшего эффекта пользуйтесь ассоциативным методом запоминания.
  • Упражнение «Абзац» — возьмите книгу, и откройте на случайной странице. Найдите в ней абзац – до 4 строк, прочитайте и попробуйте повторить уже без книги. Когда у вас будет получаться пересказывать маленькие абзацы, переходите к большим.

Как тренировать долговременную память

Для тренировки долговременной памяти применяются схожие упражнения, направленные на более долгое хранение данных. Действенный метод – постоянное повторение информации. Учите наизусть стихи или специальные материалы для работы и учебы. Неважно что, главное, сам процесс концентрации внимания на том, что вы учите. Для лучшего усвоения, проговаривайте информацию вслух и в голове.

Перечислим некоторые упражнения, которые помогут вам развить свою долговременную память:

  • Загадайте предмет, который вы видите несколько раз на дню и попытайтесь визуализировать его – вспомнить качественные свойства, внешний вид. Сделайте описание наиболее точным.
  • Составьте на бумаге список дел на день в случайном порядке. Запомните его, и в течение дня, не прибегая к помощи записи, организуйте эти дела в продуктивной для вас последовательности.
  • Выберете картину, которая вам больше всего нравится. Опишите, что вы на ней видите. На следующий день, помимо того, что нужно вспомнить предыдущее описание, вы должны дополнить его новыми характеристиками. То же проделать и на следующий день. Когда поймете, что идеи для описания картины закончились, переходите к новой.

Тренировка памяти у пожилых людей

В преклонном возрасте работа мозга заметно ослабевает. Это связано с тем, что снижается способность нервных клеток реагировать на внешние и внутренние возбудители, вследствие чего деятельность головного мозга уменьшается. Кроме ухудшения запоминания, наблюдается и потеря концентрации внимания. Но это не означает, что эти процессы являются следствием болезни, или ситуацию нельзя улучшить. Рассмотрим способы как натренировать память у пожилых людей:

  • Собирайте пазлы. Подберите понравившуюся картинку и вперед! Только не начинайте с больших и сложных, потому что они могут оказаться тяжелыми в сборке, а такое занятие вам надоест.
  • Перед тем как лечь спать разберите по полочкам события своего дня: вспомните дела, которые вы делали, с кем вы встретились, о чем говорили. Чем детальнее вспомните, тем лучше.
  • На каждую букву алфавита придумайте по 5–10 слов. На это упражнение придется затратить время, но зато по его окончании вы почувствуете активную работу мозга!
  • Играйте в настольные игры — шахматы или шашки. Особое значение уделите концентрации внимания, когда придумываете ходы. Отгадывайте кроссворды, сканворды. Играя каждый день по 30 минут, вы активизируете ваше внимание и процесс запоминания.

Программы для развития памяти и внимания

В век компьютеризации широкое распространение получили программы для развития мозга и памяти, предназначенные для ПК.

  • MemoryTester – тесты, которые помогут объективно оценить возможности мозга. На основании результатов, вы узнаете какой вид памяти вам следует в большей степени развивать.
  • Mnemonics – программа, предназначенная для отработки запоминания числовой информации. Для того чтобы быстро оперировать с числами, программа предлагает перекодировать их в слова согласно специальному коду.
  • «Лунтик. Тренируем память и внимание» — для развития мышления у детей, подойдет онлайн-версия данной игры. Лунтик поможет ребенку проверить математические способности, навыки внимания, выполняя задания во время игрового процесса.
  • VisualRepSystem – программа, предназначенная для развития визуальной памяти.
  • Language Memory Bomber — программа для изучения иностранных слов с помощью методов визуализации и ассоциативных рядов.

Таким образом, развитие и тренировка памяти – неотъемлемая часть эффективной работы мозга. У каждого может быть своя техника тренировки памяти, главное, правильно её подобрать, и тогда она принесет положительные плоды. Можно использовать все методы, предложенные в статье, или заниматься только одним упражнением – решать вам, но не забывайте, что для видимого результата нужно с постоянной периодичностью практиковаться в развитии способностей.
‘ alt=»»>

Мега упражнения для развития мозга и улучшения памяти

Эти упражнения улучшают память и развивают согласованную работу полушарий мозга, выстраивают новые нейронные связи в коре головного мозга.

Хочу представить вам достаточно простые упражнения, которые служат для развития вашего мозга и повышения его функциональных возможностей.

Упражнения выполняются пальцами обеих рук и поэтому называются «пальцовки». Но это не ранее рассмотренные нами мудры, а другие, динамические упражнения.

Упражнения «Пальцовки» улучшают память, развивают согласованную работу полушарий мозга, повышают скорость мышления, скорость принятия решений, скорость реакции и пр. Выстраивают новые нейронные связи в коре головного мозга.

С помощью этих упражнений можно значительно повысить свою эффективность и продуктивность.

Кроме этого, упражнения дают общеоздоравливающий эффект, поскольку воздействие идет на биоактивные точки, которые находятся на кончиках пальцев. То есть, по сути, это еще один из вариантов точечного массажа (акупрессуры).

В боевых искусствах заметен еще один очень ценный эффект от этих упражнений. Выражается он в том, что при выполнении пальцовок значительно укрепляются пальцы и развиваются сухожилия.

Эти упражнения, пальцовки, из индийской йоги. Мне их показал и передал в свое время мой первый настоящий Учитель по йоге и боевым искусствам — Маричи Марута.

Упражнения лучше делать утром, после утреннего комплекса или после медитации, поскольку они также относятся к упражнениям — компенсациям после медитаций.

Эффект от пальцовок, как и всегда, станет заметен после 3 месяцев ежедневной практики.

Пальцовка №1

Исходное положение: руки перед собой пальцы направлены вверх и максимально выпрямлены. На каждой руке кончик указательного пальца соединяются с большим. Похоже на жест – О’кей.

Теперь одновременно обеими руками делаем достаточно сильное нажатие большим пальцем на кончики других пальцев по порядку – средний, безымянный, мизинец. Как только дошли до мизинца – возвращаемся также назад до указательного. Пальцы, которые не участвуют в нажатиях – стараемся насколько можно выпрямить. Это важно. Делаем минимум 3 таких прохода вперед-назад.

 

Пальцовка №2

Это незначительное видоизменение первой пальцовки. Но выполнять ее намного сложнее, поскольку здесь уже необходима согласованность полушарий головного мозга. Исходное положение, — на одной руке с большим пальцем соединен указательный, а на другой – мизинец. Теперь начинаем одновременно на обеих руках нажимать большим другие пальцы по порядку. На разных руках получается движение навстречу. На одной от указательного к мизинцу, на другой от мизинца к указательному. Также делаем минимум 3 прохода.

 

Пальцовка №3

Соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой. И одновременно указательный палец правой руки с большим пальцем левой. Теперь те пальцы, которые ниже разнимаем, переводим наверх и снова делаем нажатие. И так дальше по циклу. Получится так называемая «дорожка».

Пальцовка №4

 

Это видоизменение пальцовки №3. Теперь большой палец правой руки нажимает не только на указательный палец левой руки, но и на все остальные по порядку до мизинца и обратно. А большой палец левой руки при этом продолжает нажимать только на указательный палец правой руки. Делаем три прохода и после этого меняем руки ролями. Теперь большой палец левой руки нажимает по порядку на все пальцы правой.

Вместе с пальцовками, точнее после них, я вам рекомендую выполнять еще одно простое упражнение с близким эффектом. Надо взять 2 достаточно длинных палочки. Теперь берем одну из палочек и ставим на указательный палец или центр ладони, отпускаем вторую руку и стараемся удержать палку в равновесии в вертикальном положении. С этим обычно никто особых проблем не испытывает.

Но теперь необходимо взять вторую палочку и поставить ее на другую руку. И теперь удерживать равновесие сразу двух палочек! Непросто? То-то, — тренируйтесь! Вам надо научиться держать равновесие двух палочек хотя бы минуту.

Итак, смотрите короткое видео, на котором наглядно показано упражнение «Пальцовки»!

Супер упражнения для развития мозга и улучшения памяти

Хочу представить вам достаточно простые упражнения, которые служат для развития вашего мозга и повышения его функциональных возможностей.

Упражнения выполняются пальцами обеих рук и поэтому называются «пальцовки».

Видео удалено.

 

Упражнения «Пальцовки»:

  • улучшают память,
  • развивают согласованную работу полушарий мозга,
  • повышают скорость мышления, скорость принятия решений, скорость реакции,
  • выстраивают новые нейронные связи в коре головного мозга.

 

С помощью этих упражнений можно значительно повысить свою эффективность и продуктивность.

 

Кроме этого, упражнения дают обще оздоравливающий эффект, поскольку воздействие идет на биоактивные точки, которые находятся на кончиках пальцев. То есть, по сути, это еще один из вариантов точечного массажа (акупрессуры).

 

В боевых искусствах заметен еще один очень ценный эффект от этих упражнений. Выражается он в том, что при выполнении пальцовок значительно укрепляются пальцы и развиваются сухожилия.

 

Упражнения лучше делать утром, после утреннего комплекса или после медитации.

Эффект от пальцовок станет заметен после 3 месяцев ежедневной практики.

Пальцовка №1

Исходное положение: руки перед собой пальцы направлены вверх и максимально выпрямлены. На каждой руке кончик указательного пальца соединяются с большим. Похоже на жест – О’кей.

Теперь одновременно обеими руками делаем достаточно сильное нажатие большим пальцем на кончики других пальцев по порядку – средний, безымянный, мизинец. Как только дошли до мизинца – возвращаемся также назад до указательного. Пальцы, которые не участвуют в нажатиях – стараемся насколько можно выпрямить. Это важно.

Делаем минимум 3 таких прохода вперед-назад.

 

Пальцовка №2

Это незначительное видоизменение первой пальцовки. Но выполнять ее намного сложнее, поскольку здесь уже необходима согласованность полушарий головного мозга.

Исходное положение: на одной руке с большим пальцем соединен указательный, а на другой – мизинец.

Теперь начинаем одновременно на обеих руках нажимать большим другие пальцы по порядку. На разных руках получается движение навстречу. На одной от указательного к мизинцу, на другой от мизинца к указательному.

Также делаем минимум 3 прохода.

 

Пальцовка №3

 

Соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой. И одновременно указательный палец правой руки с большим пальцем левой. Теперь те пальцы, которые ниже разнимаем, переводим наверх и снова делаем нажатие. И так дальше по циклу. Получится так называемая «дорожка».

 

Пальцовка №4

Это видоизменение пальцовки №3. Теперь большой палец правой руки нажимает не только на указательный палец левой руки, но и на все остальные по порядку до мизинца и обратно. А большой палец левой руки при этом продолжает нажимать только на указательный палец правой руки.

Делаем три прохода и после этого меняем руки ролями. Теперь большой палец левой руки нажимает по порядку на все пальцы правой.

 

Вместе с пальцовками, точнее после них, я вам рекомендую выполнять еще одно простое упражнение с близким эффектом.

  • Надо взять 2 достаточно длинных палочки.
  • Теперь берем одну из палочек и ставим на указательный палец или центр ладони, отпускаем вторую руку и стараемся удержать палку в равновесии в вертикальном положении. С этим обычно никто особых проблем не испытывает.
  • Но теперь необходимо взять вторую палочку и поставить ее на другую руку. И теперь удерживать равновесие сразу двух палочек!

Непросто? То-то! Тренируйтесь! Вам надо научиться держать равновесие двух палочек хотя бы минуту.

Смотрите короткое видео, на котором наглядно показано упражнение «Пальцовки».

Как улучшить память и развить внимание у взрослых

Учить стихи бесполезно?

По словам профессора-нейролингвиста Бернхарда Шмидта, «если стихи не запоминаются сами собой (а есть люди с уникальной памятью, которые просто без усилия дословно запоминают большие объемы текста), не надо себя мучить, вашему мозгу это ничего не даст. Просто любите поэзию, читайте стихи, ритмические формы позитивно влияют на мозг и нашу память, но совсем не обязательно все это держать в своей черепной коробке». Кстати, то же относится и к сочинению стихов. Раньше считалось, что подбор рифм стимулирует мозг. Но сейчас доказано, что стихосложение никак не влияет на память. Это просто особенность мозга, у кого-то получается хорошо, а кто-то «поэт Цветик», и им останется.

Также ученые сейчас все больше склоняются к тому, что важнее не знать наизусть (от номеров телефонов до уравнений), а знать, где взять нужную информацию. Врач-невролог Анна Горенкова говорит, что мы уже внутри новой системы информации, наш мозг и так перегружен, почему бы не доверить часть его работы гаджетам. Базовые знания, безусловно, важны, чтобы разбираться в достоверности данных, ну а детали подскажет Google. Нет смысла стремиться к глобальному запоминанию всего, мозгу от этого нисколько не лучше.

Также бесполезным признана такая форма тренировки памяти, как чтение слов задом наперед. Врач-невролог Анна Горенкова рассказывает, что «абырвалг» , напротив, травмирует мозг, нарушает привычное восприятие информации и дает совершенно ненужный стресс нейронам.

Интеллектуальные игры не спасают

Принято думать, что продлить молодость мозга и память лучше всего помогают интеллектуальные упражнения, например, разгадывание кроссвордов или игра в шахматы. Однако же, как утверждают ученые из Эдинбургского университета, это не совсем так. После 60 лет именно физические упражнения, а не умственные, помогут остановить усыхание мозга и отдалить проявления признаков старения.
Рузультаты исследования опубликованы в очень уважаемом медицинском журнале «Neurology». Данные томографического обследования 638 человек пенсионного возраста показали: у тех, кто активно занимался физкультурой на протяжении трех лет, объем мозга уменьшался медленнее.

Причем упражнения не должны быть изнурительными и соответствовать возрасту, то есть щадить сердце и суставы. Достаточно каждый день проходить пешком по 2-3 километра и делать по утрам небольшой комплекс физкультуры (с упором на плавные аэробные упражнения — то есть связанные с тренировкой дыхания — и укрепление мышц).

А вот обследования тех, кто не занимался физкультурой, предпочитая лишь «пищу для ума», показали: только лишь интеллектуальная подзарядка, увы, не замедляет темпов усыхания мозга.

Не надо «слепнуть» и «менять ориентацию»

Также доказано, что на самом деле не работают такие популярные способы «подзарядки» памяти.

«Ослепнуть», то есть время от времени делать привычные действия с закрытыми глазами. Например, разбирать что-то на столе, есть, чистить зубы или передвигаться по квартире. Наш эксперт невролог Анна Горенкова считает, в результате этого упражнения вы скорее всего получите «встряску для мозга» в виде здоровенной шишки, когда налетите сослепу на шкаф. Память же от этого точно не улучшится. Внезапное «лишение» какого-то органа чувств вгоняет мозг в очень дискомфортное состояние (даже если это игра), начинают активно вырабатываться гормоны стресса — кортизол и ацетилхолин, которые, не улучшают работу мозга, а напротив, ее тормозят.

 

Также никакой особой пользы не приносит «смена ориентации». В смысле — правшам становиться на время левшами, а левшам правшами. И обычные бытовые действия делать не «ведущей» рукой (набирать номер телефона, переключать пульт, гладить белье). Раньше считалось, что это укрепляет нейронные связи между левым и правым полушариями мозга. Но последние исследования Сиднейского Универститета показали, что это бесполезно и, напротив, путает мозг. Правшами и левшами мы рождаемся, это заложено генетически (за исключением случаев, когда человек вынужден менять «ведущую» руку из-за травмы, например).

 

— Помните, в советской школе было популярно, а потом признано провальным и очень вредным переучивание в школах левшей на правшей, — говорит наш эксперт Анна Горенкова. — Есть данные, что «переученные» дети хуже усваивали информацию, хуже справлялись с заданиями на логику и пространственное мышление, были более раздражительными и подверженными стрессам по сравнению с «непереученными» левшами.

А какие способы тренировки памяти работают

ХОДИТЕ ПЕШКОМ.

Доказано, что быстрая ходьба в течение 30-50 минут увеличивает приток крови в мозг на 15%. Регулярная стимуляция притока крови улучшает функции мозга, а именно память и концентрацию внимания. К тому же новая кровь очищает мозг от метаболических «отходов», таких, как белок бета-амилоид. Этот белок, как уже было доказано ранее, участвует в развитие болезни Альцгеймера.

ЧИТАЙТЕ НЕ МЕНЬШЕ ЧАСА В ДЕНЬ. Манфред Гоголь, президент Немецкого общества геронтологии и гериатрии считает, что именно во время чтения происходит формирование новых синапсов – особых зон контакта между отростками нервных клеток и другими клетками организма. Если сказать проще, когда мы читаем, то мозг тренируется в налаживании контактов с нашим телом. Причем совершенно необязательно читать что-то заумное. Мозговая активность повышается, когда чтиво вас захватывает и вызывает яркие эмоции, и снижается, когда скучно. При этом не так важно, читаете вы электронную книжку или бумажный том, главное, чтобы не было проблем с глазами. Чрезмерное напряжение глазных мышц ухудшает внимание.

ЕШЬТЕ КЛЕТЧАТКУ. Она не только «чистит» организм от токсинов, но и стимулирует процесс обновления клеток мозга, что ведет к поддержанию памяти на достойном уровне. Об этом говорит новое исследование Национального института рака США. Больше всего клетчатки в цельнозерновых продуктах, орехах, овощах и бобовых. Чтобы стимулировать обмен веществ достаточно съедать в день 10-15 граммов клетчатки. Например, стандартная порция вареной чечевицы содержит 8 граммов клетчатки. А 100 граммов миндаля – почти 9 граммов, чашка овсянки — 4 грамма, 100 граммов чернослива – около 6 граммов клетчатки (чернослив еще и очень полезен для кишечника — очищает его от токсинов).

УЧИТЕ ЯЗЫКИ. Канадские ученые Ротмановского исследовательского института в Торонто доказали с помощью неврологических и биохимических тестов: у людей, владеющих двумя и более языками, болезнь Альцгеймера встречается гораздо реже. А если и развивается, то гораздо позже, чем тех, кто «шпрехает» только на одном лишь родном языке. Также доказано, что люди, блестяще владеющие хотя бы одним иностранным языком в пожилом возрасте лучше остальных справляются с тестами на скорость умственных реакций и концентрацию внимания. Руководитель исследования Фергус Крек считает, что знание второго языка создает в мозге некоторый «интеллектуальный резерв», задерживающий развитие возрастных отклонений.

Как прокачать мозг: упражнения для развития памяти, внимания и мышления

Ежедневные 15-минутные тренировки мозга увеличат скорость реакции в полтора раза за одну неделю и улучшат память на 20% за 2–3 недели. Такие результаты обещает сервис онлайн-тренажёров «Викиум».

Можно ли улучшить когнитивные способности

Наш мозг работает благодаря нейронам и синапсам. Первые воспринимают и обрабатывают информацию из внешнего мира, передают её внутренним органам. Вторые обеспечивают связь между нейронами.

То, насколько развит наш мозг, зависит от количества и разнообразия синапсов.

Примерно до 25 лет количество синапсов в мозге человека увеличивается, а когнитивные функции достигают своего пика. После этого происходит постепенная деградация. Это нормально: со временем стареет не только тело, но и мозг.

Тем не менее мы следим за своей фигурой, регулярно посещая тренажёрный зал, пользуемся антивозрастными кремами, но о старении мозга забываем. И напрасно: память, внимание, мышление можно тренировать, развивать и держать в тонусе так же, как и тело.

Это подтверждают современные научные исследования. Учёные из Центра функциональной магнитно-резонансной томографии головного мозга Оксфордского университета в 2009 году доказали A positive-negative mode of population covariation links brain connectivity, demographics and behavior. , что в нашем мозге на протяжении всей жизни формируются новые синапсы, а также выявили взаимосвязь между количеством нейронных связей и качеством жизни человека.

Люди с большим числом нейронов и синапсов, как правило, имели высокий уровень жизни, высшее образование, старались вести здоровый образ жизни и были в целом ей удовлетворены.

Как тренировать мозг

Есть разные способы тренировки мозга: можно учить стихи, решать кроссворды, читать книги. Даже игра в «Тетрис» развивает когнитивные способности, но только до определённого уровня. Однако последние исследования нейропсихологов показывают, что самым эффективным способом развития мозга являются когнитивные тренировки — простые упражнения, которые прокачивают внимание, память и мышление.

На основании научных исследований в области нейропсихологии создан онлайн-тренажёр для мозга — «Викиум». Он предлагает несложные задания на внимательность, память и скорость реакции.

Упражнения имеют игровую форму, чтобы полезное сделать ещё и приятным. Игры доставляют удовольствие, а то, что доставляет удовольствие, требует от человека повторения этого действия.

Задания на «Викиуме» кажутся элементарными, но по мере прохождения уровней сложность возрастает. Таким образом мы постепенно прокачиваем мозг, не прилагая особых усилий.

Как выглядят тренировки

Перед тренировкой нужно пройти вводное тестирование. Оно оценивает текущий уровень ваших когнитивных способностей и подбирает персональную программу занятий.

Тренировка длится примерно 15 минут и состоит из разминки и основных упражнений.

Тренажёры группируются парами, чтобы прокачивать конкретные способности мозга. Например, тренировка памяти включает в себя 7 упражнений: разминку (чтобы «включить» ваше внимание) и игры для развития объёма, скорости и точности запоминания. Каждая игра дополняет предыдущую и занимает строго определённое место — для лучшего эффекта от упражнений.

Вот так выглядит тренировка на развитие внимания «Найди предмет». Нужно найти на полках предмет, который вы видите в рамке, и кликнуть по нему. За 60 секунд вы должны набрать максимальное количество очков.

Ещё одно упражнение для развития памяти — «Сигнальные лампочки». Нужно запомнить и воспроизвести последовательность, в которой загораются лампочки.

Сервис работает по freemium-модели: бесплатно доступны 9 тренажёров — 2 на память, 4 на мышление и 3 на внимание. Обладатели премиум-аккаунта получают доступ ко всем упражнениям. Всего на сайте 41 упражнение.

Вы можете смотреть статистику своего прогресса и соревноваться с другими пользователями (например, с друзьями). Кроме обычных упражнений есть специальные курсы: курс на целеполагание, на развитие внимания, творческого мышления.

Заниматься можно как с компьютера, так и со смартфона — сервис поддерживает адаптивную вёрстку веб-версии для мобильных устройств.

«Викиум» — интересный и полезный сервис для развития когнитивных способностей. Выделяя на занятия всего 15 минут в день, вы можете держать свой мозг в тонусе. Сервис полезен для людей любого возраста. Школьникам — чтобы стать внимательнее и лучше усваивать информацию, людям среднего возраста — чтобы быть продуктивнее, пожилым — чтобы дольше сохранять остроту и ясность ума.

Добавить комментарий