Разнообразие и вычурный образ причесок 18 века

Разнообразие и вычурный образ причесок 18 века

Глава четвертая. Русские прически XVIII века

Общая характеристика

В России, как и в других странах Европы, в XVIII веке происходили изменения в экономике. Правда, процесс преобразования шел значительно медленнее, чем в Европе, в связи с общей отсталостью страны. Постепенно начинают развиваться и расти казенные, а потом частные мануфактуры.

Вместе с развитием отдельных отраслей промышленности начали расти города, в которых сосредоточивались промышленность и ремесла, развивались рыночные отношения, а также торговля с заграницей. В 1762 году был издан царский указ «О вольности дворянства». Народ ответил на это восстаниями. Особенно потрясло страну восстание под руководством Емельяна Пугачева.

Несмотря на засилье иностранцев и в русской науке и в русском искусстве, появляются такие имена, как Михаил Васильевич Ломоносов, Иван Иванович Ползунов, Иван Петрович Кулибин. В 1755 году в Москве был открыт первый русский университет.

Еще в начале XVIII века царь Петр I специальным указом ввел обязательное ношение европейских модных костюмов. Его реформы встречали решительный протест со стороны приверженцев старины.

Новые порядки, установленные Петром I по образцу Европы, постепенно становятся привычными. После первого путешествия царя Петра I за границу боярские длинные кафтаны и бороды подвергались гонению; законодателями мод стали придворные. О сказочном богатстве их нарядов часто писали многие иностранцы. Для воспитания и обучения дворянской молодежи было выпущено специальное руководство. Их костюмы и прически были примером для подражания столичных дворян. Позднее им стали подражать и провинциальные дворяне, разночинцы. Только купечество не восприняло целиком европейской моды. Оно продолжало следовать старинным русским обычаям. Новые правила и нормы поведения стали обязательными для дворян.

Основные виды и формы причесок

Мужчины-придворные в первой половине XVIII века следовали французской моде. Обязательным было ношение громоздких париков типа «гривы», «пуделя». Парики привозились из Европы в большом количестве. В крупных городах были открыты специальные французские или немецкие магазины. Парикмахеры-французы в поисках хорошего заработка потоком хлынули в Россию. Постепенно французские моды уступали место прусским. С 1732 года распространяется прическа «прусская коса», которую делали вначале на своих волосах, а затем — на париках.

Во второй половине XVIII века прически типа «крысиный хвост» носили военные и придворные. Менялась укладка буклей, длина косы, но силуэт оставался тот же. В конце XVIII века стали носить прическу «крылья голубя». В 1796 году распространяется прическа «под скобку» — ее носило купечество и мещане. Парики, распространившиеся в России, ввели моду на бритье лица. В 1705 году был введен специальный «бородной знак», который давал право владельцу, заплатив налог, носить бороду. Исключение составляли духовенство, крестьяне.

Женские прически в начале века следовали французской моде. Это относилось к дамам высшего общества. Прическа «фонтанж» была самой популярной, но при завитых локонах отсутствовала высокая кружевная наколка. В остальном силуэт прически был скопирован полностью.

Носили прическу типа «Мария Манчини» — с завитыми полушариями и спускающимися на шею длинными локонами. Прически в большинстве делались из собственных волос с добавлением шиньонов и локонов.

С распространением моды на высокие каркасные парики во второй половине XVIII века русские женщины (придворные дамы), несмотря на недовольство духовенства, стали подражать ей. Прически типа «фрегат» и «Мария-Антуанетта» можно было видеть не только на париках, но и на собственных волосах, обильно посыпанных пудрой, рисовой мукой. Женщины из средних и низших сословий продолжали носить русские национальные прически — гладко причесанные волосы, заплетенные в косу. В крестьянской среде такие прически сохранились вплоть до XX века.

Головные уборы, украшения, косметика

Мы уже говорили о том, что европейские моды проникали в русское общество с большим трудом. Только реформы Петра I значительно упростили распространение французских и немецких костюмов и причесок. Старинные боярские длиннополые одеяния были заменены более эффектной, европейской одеждой. Скромные и простые по фактуре в начале XVIII века, костюмы постепенно стали более красочными и декоративными. На протяжении всего века костюм продолжал изменяться, следуя европейской моде. Законодателем моды в России был Петербург, в Москве придерживались ее, внося свои индивидуальные поправки. Со сменой правителей России моды объявлялись вне закона. Так, при Павле I начали преследовать французскую моду, заменив ее прусской, но это было кратковременно. Купечество и мещане, ремесленники следовали русским традициям. Парикмахерским делом в России занимались крепостные мастера, которых отдавали в обучение парикмахерам из Франции, Германии, Англии. Среди русских парикмахеры назывались цирюльниками или тупейными художниками от слова «тупей». Талантливые от природы крепостные парикмахеры вносили в прически много вкуса, фантазии, не уступая в исполнении прославленным французским куафёрам.

Жизнь крепостных мастеров была тяжелой, они подвергались унижениям, телесным наказаниям за малейшую провинность. Несмотря на виртуозность исполнения причесок, в России модным считалось только то, что шло из Европы, в частности из Франции. Поэтому работы русских парикмахеров не ценились. Русская знать, пользуясь услугами крепостных умельцев, переименовывала их на европейский лад: так Иван превращался в Жана, Василий — в Базиля, Андрей — в Андрэ. Для простого народа в столичных и уездных городах были открыты цирюльни. На вывесках этих заведений было написано, что здесь не только причесывают, стригут и бреют, но и ставят пиявки и пускают кровь.

Головные уборы, украшения, косметика

Головные уборы носили во время прогулок, путешествий. Модные европейские новинки быстро распространились по всем городам России. Специально создавали салоны, мастерские; модистки повторяли французские модели, внося некоторые изменения согласно своему вкусу. Придворные пользовались услугами иностранных мастеров, чей труд оплачивался значительно дороже, чем отечественных умельцев. Русские национальные головные уборы сохранились в среде купечества, горожан, сельского населения.

 

На придворных праздниках даже иногда обязывали являться в русских сарафанах и кокошниках. Такие празднества устраивала императрица Екатерина II. Украшения знатных дворян поражали великолепием, изяществом исполнения. Голову украшали диадемами, обручами с драгоценными камнями посередине типа фероньерки, лентами.

 

В записках иностранцев, побывавших при дворе русских царей, в домах влиятельных царедворцев, много места уделено внешнему виду русских вельмож. В частности, упоминалось, что косметика была распространена среди женщин. Они сильно румянили щеки, белили шею и руки, любили ароматические притирания. Мода на косметику, так же как и на прически, шла от европейских дворов, но применялась несколько меньше. Так, в период увлечения мушками их налепляли на лицо по одной-две.

Вопросы и задания

1. Расскажите о стиле рококо XVIII века. Каков был эстетический идеал этого периода?

2. Опишите прически этого периода; как влиял на них стиль рококо. Зарисуйте их.

3. Как развивалось парикмахерское дело в XVIII веке.

4. Назовите известных французских художников и скульпторов, их произведения. Зарисуйте прически, которые можно увидеть на картинах и скульптурах в Музее изобразительных искусств им А. С. Пушкина.

5. Назовите произведения драматургии, которые могут быть оформлены прическами XVIII века.

6. Что было общего в английских, французских и немецких прическах?

7. Какую роль играли украшения в женских прическах?

8. Какие головные уборы, прически считались модными в период французской буржуазной революции 1789 года? Зарисуйте их.

9. Опишите формы причесок периода Директории. Разберите одну из них (моделирование). Зарисуйте ее.

Дополнительная литература

Изергина А. Н. Немецкая живопись XVII века. Л.- М., «Искусство», 1960.

Либман М. Я. Искусство Германии XV-XVI вв. М., «Искусство». 1964.

Фабрикант М. Старые мастера немецкого реализма. Л., Изогиз, 1936.

Мандер К.- В. Книга о художниках. М.- Л., «Искусство», 1940.

Кроль А. Е. Английская живопись XVI-XIX вв. Л., изд. Гос. Эрмитажа, 1961.

Искусство Англии XVII-XIX вв. М., «Искусство», 1955.

Виппер Б. Р. Английское искусство. М., изд. Гос. музея ИЗО им. А. С. Пушкина, 1945.

Английская живопись XVIII-XIX вв. М., Изогиз, 1961. (Репродукции.)

Лисенков Е. Г. Английское искусство XVIII в. Л., изд. Гос. Эрмитажа, 1964. Древнерусское искусство XVII в. М., «Наука», 1964.

Брюсова В. Г. Фрески Ярославля XVII — начала XVIII в. М., «Искусство», 1969.

Лебедева Ю. М. Древнерусское искусство X-XVII вв. Живопись, архитектура. М., Учпедгиз, 1962.

Лихачев Д. С. Культура русского народа X-XVII вв. М.- Л., Изд-во АН СССР, 1961.

Мнева Н. Е. Искусство Московской Руси, вторая половина XV-XVII вв. М., «Искусство», 1965.

Свирин А. Н. Искусство книги Древней Руси. XI-XVII вв. М., «Искусство», 1964.

Коваленская Я. Н. История русского искусства XVIII в. М.- Л., «Искусство», 1940.

 

Лапшина Н. П. Русское искусство XVIII в. М., изд-во Акад. художеств СССР, 1963.

 

Традиционные прически 19 века на бал и на каждый день: советы современного парикмахера-стилиста

Прически 19 века базируются на не слишком значительной длине с многочисленными вариантами зачесов. Они пришли на смену громоздким конструкциям 18 века, достигавших 50 см в высоту.
Укладка причесок 19 века не подчинялась строгим правилам. Женщины ориентировались, в первую очередь, на свой вкус (или вкус ближайшего окружения) и фантазию.

Историческая справка

Мужчины в 19 веке выполняли лаконичные стрижки и укладки. Если на заре столетия нельзя было увидеть молодого денди без взбитой челки, то позже мужские прически обзавелись таким обязательным элементом, как прямой пробор. Волосы, как правило, завивали.

Прически для женщин в 19 веке представлены, в основном, колечками небольшого диаметра, ниспадающими на лоб, косами, которые придерживаются гребнем на уровне затылка, а также локонами по плечам.

  • Прически начала девятнадцатого столетия исполнялись на греческий манер. При помощи завитых волос по окружности головы создавалось кольцо достаточной плотности, которое доходило практически до линии бровей, а сзади фиксировалось при помощи пышного пучка. При этом применялся шиньон, перехваченный яркой лентой.
  • На смену аристократическим укладкам пришли чалмы, созданные из шелковой основы, муслина, газовых тканей. Для украшения конструкции использовались драгоценные вещицы с перьями, а для волос – стеки из кружева и жемчужины.
  • С наступлением 10–20-х гг. 19 века канули в небытие тюрбаны и сетки. На смену им пришли мелкие завитки, которые делали в области лба, висков и собирали при помощи пучка сзади. Затем следовало разделение волос с пробором, заплетением в косы и укладкой в виде гнезда на затылке. Завитые височные пряди в таких прическах обрамляли щеки.

Прическа из золотого века: современный вариант

Как сделать прическу в стиле 19 века на основе классической укладки длинных волос? Для этого вам нужно приготовить:

  • круглые щипцы небольшого диаметра;
  • гребень;
  • две тонких резинки, цвет которых совпадает с цветом волос.

Прическа в стиле 19 века – идеальный вариант на пушкинский бал своими руками. Она с легкостью сооружается самостоятельно. Кстати, именно с такой прической изображена Наталья Гончарова на портрете В.И. Гау, знакомом многим из нас по учебникам литературы.

  • Предварительно вымытые и высушенные волосы необходимо расчесать. Отступив некоторое расстояние ото лба, выполняют пробор, имеющий форму полумесяца. Для временного закрепления прядей можно использовать заколку.
  • Затем делают из оставшихся волос конский хвост, завязывая его тонкой резинкой. Хвост заплетают в косу, которой оборачивается основание хвоста. Конструкцию фиксируют с помощью невидимок.
  • Верхние пряди, которые были отложены ранее, следует разделить прямым пробором и создать локоны. Для этого наматывают волосы в направлении снизу вверх на горячие щипцы. В результате получаются кудряшки и впечатляющие локоны в виде спирали, ниспадающие на шею.

Такая женская прическа 19 века, как и многие современные, требует закрепления лаком. Если вы хотите оказаться на выпускном балу в центре внимания, попробуйте творчески подойти к выполнению этой укладки. Можно для пышности применять валик, использовать многочисленные косы или сооружать из волос что-то вроде гнезда. Для того чтобы украсить прическу, применяют цветы (обязательно живые), заколки ярких цветов, перья и др. Однако здесь важно не переусердствовать: для такой прически должна быть характерна сдержанность и величавость.

Прически 19 века своими руками выполняют даже те девушки, которые не очень искусны в парикмахерском деле.

Прически Средневековья — романский стиль

Века были так себе – средние

 

Историческая справка
Период Средневековья в истории Европы длился с V в. до XV в. В истории искусства искусство Средневековья делят на два периода – романский стиль (до XIII в.) и готика (с XIII по XV вв.).

 

Средневековье с одинаковым успехом можно считать как темными веками, так и периодом сказок – о прекрасных принцессах и мужественных принцах. В любом случае, как и любой другой период человеческой истории, Средние века были разными – и не черными, и не белыми. Сам же термин «Средневековье» для данного периода придумали в эпоху Возрождения (XV – XVII вв.).

Франция. Средневековый замок

Художники, философы, писатели эпохи Возрождения считали, что Средневековье – это разрыв, провал между ними и культурой Античности (Древняя Греция, Древний Рим), которой они так стремились подражать. И немудрено, ведь и в Античность, и в период Возрождения прекрасным считалось именно человеческое тело и человек как таковой со всеми его страстями и пороками, телесными желаниями. В период же Средневековья на первое место ставилась душа, а телесные страсти должны были быть укрощены.

Художники Средневековья так и рисовали – тело неважно, и оно рисовалось маленьким и хилым, слабым. В Средневековье не знали перспективы и многие книжные миниатюры того периода очень похожи на детские рисунки. Но при этом очень любили яркие и насыщенные цвета – желтый, красный, зеленый, синий. Эти цвета использовались не только художниками, но и в одежде. Так что данное время зря считают темным и серым, если судить по тому, как были одеты люди, то оно было очень ярким.

Период господства романского стиля в искусстве – это период войн. В это время строятся укрепленные замки и не менее мощные оборонительные стены городов. Даже монастыри и церкви представляют собой настоящие крепости.

Кадр из фильма «Проклятые короли» 1972
Мужская и женская Средневековые прически

Идеал красоты
Мужчина в тот период должен был быть бесстрашным и мужественным воином, а женщина – хрупкой и нежной. Красивым считался высокий лоб и поэтому женщины очень часто подбривали волосы надо лбом. Также ими выщипывались брови и ресницы. А на месте бровей рисовались черные дугообразные линии. Но стоит помнить и о том, что хрупкими и нежными могли быть лишь знатные женщины, у крестьянок наоборот ценилась выносливость, и красивым среди крестьянок считалось достаточно плотное телосложение.

Мужчины-рыцари должны были оберегать прекрасных дам и относиться к ним с уважением. Но, опять же, почтение к дамам не распространялась на крестьянок. Рыцарь, подающий даме руку, вполне мог пнуть сапогом крестьянку, но от этого он не переставал быть благородным рыцарем.

Наложение шины на сломанную ногу. Миниатюра Манесского Кодекса.
Слева (два юноши) – «пейзанские» стрижки. Справа (доктор) – прическа из полудлинных волос (наподобие прически Иисуса Христа).

 

Что касается причесок, то мужские прически того периода были достаточно просты. Причем как крестьяне, так и рыцаре могли носить вполне похожие прически.

 

Самой распространенной прической в тот период была прическа под названием «пейзанская» стрижка – волосы вокруг головы аккуратно подстригались и завивались крупными прядями, на лоб спускалась густая челка.

 

Игра в рыцарей. Миниатюра из рукописи Геррады Ландсбергской, XII в. Прически юношей

Знатные мужчины очень часто носили волосы средней длины, тем самым подражая изображениям Иисуса Христа.

Крестоносцы носили длинные волосы, так как во время своих походов они давали обет не стричь волосы.

Монахи и священники носили особую прическу, которая называлась тонзура – волосы оставлялись лишь по кругу головы, а в центре выбривались.

Видео удалено.

 

Тонзура. Изображение более позднее (XVI в.).
Здесь изображен основатель протестантизма Мартин Лютер.

В Средневековье практически все мужчины носили бороды. К слову, еще у варваров во времена Римской империи борода считалась признаком свободы и непокорности.

Борода могла быть самой различной формы. Также могли ее и завивать. У рыцарей борода разделялась на несколько прядей, которые были перевиты золотой нитью или же шнуром. Шнур в свою очередь также был сплетен из тонких золотых нитей.

Миниатюра из Манесского Кодекса. XIV в.
У женщины прическа «рыцарские» косы.

Женщинам в Средневековье в обязательном порядке предписывалось носить головные уборы. Так как согласно правилам христианской религии выходить на улицу с непокрытой головой считалось неприличным. Отсюда и головные уборы Средних веков – самых причудливых форм и невообразимых размеров. Впрочем, в романский период они были еще достаточно скромны. В полной же мере фантазия дам разыграется чуть-чуть позже – в период готики.

Кадр из фильма «проклятые короли». 1972
«Романская» повязка

В романский период женщины носили платки, чепцы. Очень популярным был головной убор, который назывался «романская» повязка. Данный головной убор состоял из двух частей – одна часть плотно облегала голову (она удерживалась широкой лентой или обручем), вторая часть, из более легкой ткани, закрывала часть щек и спускалась на подбородок. Таким образом, лицу придавалась форма правильного овала, которая в то время считалась очень красивой.

Кадр из фильма «Проклятые короли». 1972.
«Романская» повязка и корона

Также голову могли укрывать различными покрывалами, которые придерживались при помощи одетых на них сверху корон или же венцов с зубцами.

Что касается причесок, то женщины носили височные косы, перевитые широкими лентами. Также они могли носить и так называемые «рыцарские» косы – широкие (с ладонь) и очень длинные. Их значительная ширина достигалась за счет многопрядного плетения и полосок ткани, которые вплетались в такие косы.

Кадр из фильма «Проклятые короли» 1972
Покрывало

В V-VIII вв. среди женщин была очень популярна прическа «по-римски» — волосы на затылке собирались в пучок, а сверху одевалось легкое покрывало или же платок. Мода же на косы появляется в VIII-IX вв. и будет сохраняться вплоть до периода Возрождения.

Обзор исторических причесок

Даже в далекие времена девушки активно следили за своей внешностью. Конечно, тогда не было косметики и прочих аксессуаров, поэтому им приходилось все брать от природы. Такое активное стремление быть красивой и ухоженной способствовала появлению парикмахерского искусства. Интересно, какие исторические прически были актуальными несколько веков назад?

Женские исторические прически эпохи Древнего Египта

Девушки, проживавшие на территории Египта, носили разные укладки с косоплетением. При этом длина волос всегда была одного уровня, ниже ушей. Таким образом, зародилась прическа каре. Все косички и челка зачесывались назад, а для их фиксации применяли диадемы, гребни для волос и заколки. А вот богатые дамы могли позволить себе такое украшение, как парик. Выполняли его из дорогостоящих материалов.

Конечно, каждая девушка желала отличаться, поэтому в Древнем Египте не понаслышке знали про покраску волос. Для этого они использовали такой растительный компонент как хна. Если говорить про мужские прически, то они были длинными, что олицетворяло мужскую силу и красоту. Достаточно вспомнить Самсона. Как только он был лишен своих длинных волос, он лишился и силы. Мужчины волосы носили длинные и зачесывали их назад. Около лба пряди укладывали в спиральки, а возле ушей – в кольца.

Также очень модными были парики. Для и изготовления могли использовать шерсть баранины, волосы, окрашенные материи. А вот большие модницы Египта использовали для создания стильного образа двойные парики. Принцы пользовались большой привилегией, та как они также носили парики.

Но они имели с женским аксессуаром небольшое отличие – наличие плетенной, накладной или собранной в пучок косы. Крепление косы осуществлялось к шапочке или к парику с боку. Слуги носили парики, выполненные в более простом варианте. Вместо человеческих волос для пошива парика использовали папирус, луб или обычную материю.

Если говорить о представительницах слабого пола, то в Египте парики у них были двух видов. Первый вариант – это плоский аксессуар, который носили на темени, или же с ровными ниспадающими кудрями, которые по бокам подстрижены. Такая прическа очень схожа с современным каре. Для второго вида парика характерно наличие полукруглой формы, которая напоминает шлем. В него были вплетены тонкие косы. При помощи такой прически можно было выделить красоту головы.

Древней Греции

Характерной особенностью старинных причесок эпохи Древней Греции являются собранные в узлы волосы, которые красовались на затылке. Для декорирования могли применять бусы, обручи и ленты.

Также гречанки любили пышные волосы, завитые локоны, которые могут быть поделены ровным пробором. Он должен идти ото лба и боков, а все остальные волосы убраны и зачесаны на затылке в узел.

Разные старые прически Древнего Рима

В императорском государстве большим спросом пользовались светловолосые девушки. Можно предположить, что белокурые красотки из германских племен не давали покоя римлянам. Если речь идет про знатных дам, то они очень внимательно относились к своей внешности.

 

Они применяли ежедневно косметику, в результате чего парикмахерское искусство достигло виртуозности. Для причесок римского государства характерна замысловатость. Сколько стихов и эпиграмм слагалось про них. Очень модной считалось укладка, в ходе которой создавалась крутая завивка. После этого дамы выполняли начес. Если похвастаться роскошными прядями не было возможности, то они использовали парики.

 

Именно Древний Рим впервые внес в парикмахерское искусство такой прибор, как щипцы для создания красивых локонов. Кончено, сегодня это далеко не те щипцы, ведь сейчас они не совершенны. Но, несмотря на это, в те времена это было настоящим ноу-хау, которое с годами модернизировалось и прошло свои этапы развития. Так же будет интересно посмотреть на то, как выглядят стильные женские прически на средние волосы. Для этого стоит перейти по ссылке в содержание данной статьи.

Также римлянам мы обязаны такому способу укладки, как холодный. Суть ее в том, что для создания локонов использовали пальцы, сегодня же их заменили бигуди. Для осветления волос римляне применяли щелочное мыло. А чтобы прическа держала свою форму в течение всего дня, римляне устанавливали специальный каркас на голову. Это позволяло творить сложные и более оригинальные шедевры.

А вот как выглядят на фото женские прически на короткие вьющиеся волосы, можно увидеть в данной статье.

 

Какие женские прически для квадратного лица самые популярные, можно понять если посмотреть фото и прочесть содержание статьи.

 

А вот как выглядит на фото модные женские стрижки на средние волосы, можно увидеть в данной статье.

Стрижки истории средневековья

В средние века женщины отличались своей суровостью. Как правило, свои волосы они прятали под накидками. Так что говорить о сложных прическах не приходилось. Только с 13 века женщины снова заговорили о красоте волос. В те времена даже мужчинам разрешалось вплетать в волосы красивые цветы, а вот дамы могли украсить прически дорогой диадемой или золотым венком.

В 16 веке в моду пришли блондинки, поэтому девушки активно приступили к осветлению волос, чтобы не отставать от модных тенденций того времени. Для декорирования укладки они использовали драгоценности или предназначенные накидки. Очень модными в то время были собранные прически. Причем челки тогда не носили, а подбирали у лба, чтобы сделать его выше.

Старинные укладки в стиле 18-ого – 19-ого веков

Этот период отмечается настоящим взрывом в области парикмахерского искусства. В моде стали входить объемные и пышные прически, которые завязывали высоко.

Что касается декорирования, то в то время парикмахеры использовали все, что попадется им под руку: конский хвост, ленты, фрукты и драгоценности. Чтобы создать прическу порой нужно было затратить около 10 часов. А над ее созданием трудились слуги, которые стояли на лестнице.

Возможно вам так же будет интересно посмотреть на фото, как выглядит женская прическа пикси.

А вот как выглядит женская стрижка каре на удлинение с челкой, а так же насколько хорошо смотрятся такие причёски на моделях, можно увидеть в данной статье.

Насколько сложно для исполнения женская стрижка рапсодия и насколько хорошо она выглядит на моделях. можно понять если посмотреть содержание данной статьи.

Так же будет интересно узнать о том, как выглядят женские стрижки каскад на короткие волосы.

Мода 20-го века – наши дни

Для 20 века в истории моды прически предполагали пышные и длинные локоны. Но несмотря на это в модные тенденции были внесены коррективы. Так на улицах стали появляться женщины с короткими укладками. Теперь мода не относится к привилегиям королевских дворов, так что она вполне доступна просты людям. Теперь условия моды диктуют актеры и звезды. Кроме укладки не последняя роль отведена макияжу, разрезу рта, цвету глаз.

На видео- исторические прически:

Как вы успели заметить, старые прически в каждом государстве и в определенное время были свои – в своем стиле. Все они перерождались и модернизировались, пока не получили новые названия. Сегодня мода на укладки значительно отличается от той, что была в древние времена, но это не отменяет того, что даже в те далекие времена женщина также хотели выглядеть роскошно и эффектно, как и сейчас.

Разнообразие и вычурный образ причесок 18 века

Глава первая. Французские прически начала XVIII века

Общая характеристика

В XVIII веке Франция, так же как и Англия, становится одним из центров европейской культуры. Экономически окрепшая в XVII веке, Франция считалась одной из сильнейших держав и оказывала большое влияние на все сферы общественной и культурной жизни соседних стран.


Рис. 68

Наступает расцвет культуры, развивается философия, естествознание и точные науки. Франция дарит миру таких просветителей, как Дидро, Руссо, Вольтер. В это время работают выдающиеся живописцы и скульпторы — Ватто, Буше, Шарден, Грёз, Латур, Фальконе, Гудон.


Рис. 69

Возникнув во Франции, стиль рококо получает особое развитие во времена правления короля Людовика XV, в период кризиса абсолютизма, его надвигающейся катастрофы. Но это не мешает все новым и новым увеселениям знати. В это время падение нравов при королевском дворе и среди дворян доходит до предела. Стиль рококо как нельзя лучше отразил вкусы аристократов этого времени.

Центром формирования моды на долгие годы становится Париж. Направление в модах теперь диктует интимный салон аристократки, а не вкус короля или королевы. Королевский двор перестал быть единственным распространителем моды и ее законодателем. В салонах собирались знаменитости — музыканты, художники, поэты, литераторы, военные, — которые приковывали теперь внимание всего Парижа, как некогда — королевские особы.

Основные виды и формы причесок

Прически, возникшие в конце XVII века, продолжают совершенствоваться, приобретая новые формы. До 1715 года на них сказывается влияние Англии и появление нового стиля с его особенностями. Прически на мужских париках начинают постепенно уменьшаться. Алонжевые парики заменяются более короткими (рис. 68).

В эпоху Регентства (1715-1723), когда вместо малолетнего короля Людовика XV правил герцог Филипп Орлеанский, придворные продолжают еще носить прически из крупных локонов, уложенных параллельными рядами, как в париках типа «бинетт»; парики с прическами типа «грива» некоторое время остаются в моде. Но с 1730 года парики с такими прическами носили только пожилые придворные. Появляется новинка — завивка «а-ля мутон» (под барана): при ней волосы располагались мелкими колечками по всей поверхности головы. Прическа делалась без пробора, из коротких волосяных прядей. Начинают появляться более изящные парики, названия которых абсолютно не соответствовали ни форме причесок, ни видам завивки. Например, носили парики «ля шансельер» («канцелярские») и другие.


Рис. 70

Регент Филипп Орлеанский, поклонник Фридриха Вильгельма I, насаждал моды этого короля — прическу «кё» (рис. 69), которая тут же распространилась среди придворных. Эта прическа была проста и сильно отличалась от причесок XVII века легкостью и своеобразием: подвитые волосы зачесывались назад, завязывались на затылке в хвост черной лентой. Позднее прическа на парике Людовика XV повторила эту же форму. Прошло несколько лет, и модники придумали убирать хвост из волос в своеобразный футляр (мешочек). Он делался из черного бархата, имел плоскую четырехугольную форму, украшался розетками, бантом, пряжкой или маленькими рюшами. Эта прическа получила название «а-ля бурс» («кошелек»; рис. 70), просуществовала до 1760 года, а затем после двадцатилетнего перерыва вновь появилась в 1780 году.


Рис. 71


Рис. 72

Парикмахерское дело в XVIII веке продолжает быстро развиваться. Как реакция на события в общественной и культурной жизни возникают новые силуэты причесок. Возникший интерес к античности (в связи с раскопками Помпеев) способствует появлению прически «греческий тупей», которая создавалась как на естественных волосах, так и на париках.


Рис. 72а

Но парики стали носить теперь редко. Французский журнал «Галерея причесок» писал, что в 1779 году парики и приставные шевелюры выйдут из моды и их будут носить только лица отдельных профессий. Несмотря на такое пророчество, с париками расставались очень медленно. Парики имели свои преимущества: скрывали появившиеся лысины, длительное время сохраняли прически из завитых волос, придавали более респектабельный вид. Но разграничение по сословиям наступило в формах париков. Так, духовенство носило парик «а-ля мутон мирлетон», военные — «бригадирский», судьи — парик «каре», многие носили парик «нид», «гнездо», или «три молоточка» (рис. 74). В прическе этого парика сочетались разные виды завивки. Все волосы завивались крупными локонами и укладывались назад, плотно закрывая уши, более длинные пряди завязывались узелками слева и справа, средняя короткая, толстая прядь завивалась штопором. Этот необыкновенный парик с редкостной прической послужил образцом для подражаний.


Рис. 73

В последней четверти XVIII века французы заимствуют английские прически, а также носят и прически типа «еж», «щетка», «крылья голубя». Делают их из собственных волос. В прическе «крылья голубя» и «кошелек» сочетались элементы двух разных причесок. Прически «еж» и «щетка» были почти схожи, так как обе они требовали торчащих вверх волос. «Крылья голубя» делались из подстриженных на висках прядей, подвитых и связанных сзади лентой.


Рис. 74

Эти прически носили только высшие сословия. Ремесленники, мелкие буржуа, крестьяне предпочитали делать короткие прически типа «под скобку», иногда завязывали сзади пряди волос лентой. Лица чисто выбривали; в народе еще сохранились бороды разной формы, но все они были средней величины.

 


Рис. 75

Женские прически во Франции в первой половине XVIII века продолжали оставаться громоздкими и тяжеловесными. В большинстве случаев они повторяли силуэты популярной прически «а-ля Фонтанж», но эта прическа была усовершенствована и поэтому получила новое название — «фонтанж комод» («удобная»). Высокие прически украшали массой кружев, лент, драгоценностей. Жены буржуа носили более скромные прически — «а-ля кульбит», «а-ля мутон», — подражая строгим нравам английских женщин.


Рис. 76

С 1725 года входят в моду маленькие прически, при этом волосы сильно пудрили. Возможно, из-за этого одна из причесок получила название «малой пудреной» (рис. 75). Легкие завитки волос, походившие на небольшие раковины, укладывались широким венком вокруг головы, оставляя затылок гладким. Такую прическу носила графиня Коссель, фаворитка курфюрста саксонского Августа II, поэтому во Франции «малую пудреную» прическу называли также «прической графини Коссель». Эта прическа, с двумя змеевидными локонами, спускавшимися на грудь, была самой женственной за весь период стиля рококо. Ее несколько усовершенствовала королева Мария Лещинская, вышедшая замуж за Людовика XV в 1725 году. Полька по происхождению, она много времени уделяла моде и ее развитию.

Теперь прическа стала называться «полонез»; она украшалась пером и брошью.

В 30-е годы XVIII века появляется новый силуэт прически — «яйцевидный» (рис. 76 и 76а). Волосы взбивались вверх ото лба, зачесывались гладко. Плотные ряды параллельно уложенных буклей шли от уха до уха через темя. На затылке укреплялся плоский шиньон. Иногда около уха завивали и спускали на плечи один или два длинных локона. Прическу украшали цветами. В середине XVIII века появляется прическа «тапе» («завивка») — взбитые завитые волосы, уложенные высоко надо лбом. Она имела различные варианты. Начинают носить прически типа «венец», «диадема» — по форме этих головных уборов. Волосы укладывались в виде торсад («торсад — по-французски «жгут») и кос, завитых прядей, перевивались нитями. Со второй половины века прически становятся выше. Эта мода вытеснила прежние, более скромные прически времен раннего рококо. В 60-70-е годы прически представляют собой целые волосяные сооружения в полметра высотой, возводимые искусными парикмахерами-куафёрами в течение нескольких часов. В Париже готовили специальных куафёров в Академии парикмахерского искусства, созданной куафёром короля Людовика XV — мэтром Легро. В это время появляются все новые прически как результат соперничества куафёров между собой. Названия причесок были самые различные («тайна», «таинственная», «сентиментальная», «грустная»).


Рис. 76а


Рис. 77

В последние годы XVIII века с изменением костюма несколько видоизменяется прическа. Она становится более приземистой, типа прически «принцессы Ламбаль», асимметричной. Мода на букли отходит — волосы завивают и расчесывают, украшений стало меньше. В 80-е годы пудра выходит из моды. Белые парики уступили место рыжим, золотистым, каштановым. Румяна исчезают, на лицах появляются белила. В это же время входит в моду небольшой парик, завитый крупными локонами, с плоским шиньоном на затылке. «Анфан» («дитя», «ребенок») — так называлась новая прическа, придуманная королевой Марией-Антуанеттой. Высокие «куаферы» исчезли, все придворные дамы надели парички с шаловливыми локонами. В конце правления короля Людовика XVI вошли в моду английские прически; они были небольших размеров и довольно низкие. С 1786 года начинают носить прически типа «еж», «щетка», — при этом сзади делали длинную петлю из волос или ленты.


Рис. 78

Головные уборы, украшения, косметика

Мягкая фактура, пастельные тона, изысканность форм отличали костюмы придворной аристократии. Мужские и женские костюмы шились из бархата и тонкой шерсти, богато декорировались. Со временем костюмы изменялись, становясь все изящнее и дороже. Влияние стиля рококо сказалось в плавности линий, изобилии украшений-в виде розеток, цветов, вышивок, кружев, — делавших костюм более нарядным.

Проникновение английских мод во Францию было воспринято своеобразно: французы сумели внести в английскую строгость свою легкость и игривость. На некоторое время сократилось количество украшений. Но их заменили аппликации, вышивки, ленты и отделка, которые придавали особую декоративность всему костюму.


Рис. 78а

Головные уборы. Черные треугольные шляпы с высоко поднятыми полями, отделанные пухом или короткими страусовыми перьями, были наиболее популярны среди мужчин высшего сословия — они назывались «треуголки». Носили швейцарские, голландские шляпы; англоманы — маленькие шапочки «жокей», украшенные шнурками, кокардой, золотой пряжкой. Треуголку часто только держали в руках.

Низшие слои населения носили фетровые шляпы, суконные и шерстяные колпаки, мягкие фуражки, круглые широкополые шляпы с лентой. На полотнах живописца Шардена можно увидеть людей в таких головных уборах. Женские головные уборы стали частью причесок, являясь их украшением. Много моделей шляп было заимствовано у англичанок. На прическах носят кружевные чепцы, наколки «шу», токи. Чепцы, так же как и прически, получили разные наименования, например чепчик «репа», «коляска», «Тереза», чепчик «капуста». Из Италии пришло увлечение большими соломенными шляпами, а фетровыми — из Англии. Для сохранения прически носили ночные головные уборы в виде сетки из тонких нитей, кружевные чепчики, отделанные рюшем.

Украшения. Нельзя назвать другого стиля, который больше украсил прически, чем стиль рококо. Золотые шпильки, нити жемчуга, банты с драгоценными подвесками, гребни из опала, оникса, булавки десятками, а иногда и сотнями использовались в прическе. Любили украшать прическу живыми цветами, а чтобы они не вяли, внутрь вставляли флакон с водой. Декорировали прически гирляндами мелких шелковых цветов, длинными страусовыми перьями, а также перьями марабу.

Добавить комментарий